|
|||||||||||||||||||
Игры в ассоциации?Игры в ассоциации? Предпринимательские объединения в развитых странах мира традиционно занимают
важное положение в системе управления экономикой государств, их роль и значение
постоянно возрастают. Не является исключением и Россия, где за последние годы
также создано большое количество предпринимательских объединений или, как их
еще называют, бизнес-объединений для защиты интересов своих отраслей экономики,
в том числе и в сфере игорного бизнеса. Однако отсутствие необходимых традиций,
нормативной базы, разобщенность предприятий игорного бизнеса не позволяет в
полной мере раскрыть потенциально высокие возможности некоммерческих бизнес-объединений,
что хорошо видно на примере деятельности столичных ассоциаций РАРИБ, АДИБ и
РАМИ. Каждая ассоциация считает себя главной и пытается проводить самостоятельную
политику, рассматривая другие структуры в качестве конкурентов. При таком подходе
вполне естественно, что органы государственной и местной власти, да и другие
предприниматели не воспринимают всерьез игорный бизнес, считая его исключительно
полулегальной деятельностью. Все наиболее существенные решения в игорном бизнесе
по регионам и России в целом проводились без участия представителей Во-первых, действующим российским законодательством (законы "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", Гражданский кодекс) бизнес-объединениям не предоставлен какой-либо особый юридический статус. Это приводит к тому, что объединения предпринимателей существуют в самых разных организационно-правовых формах, начиная от общественных организаций и заканчивая чисто коммерческими структурами, которые используют в названиях такие слова как "союз", "Ассоциация" и т.п. Во-вторых, следует признать, что государственная власть в России не воспринимает всерьез мнение любых бизнес-объединений. Это также связано с отсутствием соответствующих законодательных норм, а также с привычкой российских чиновников руководствоваться исключительно мнением вышестоящего руководства. В-третьих, это отсутствие какой-либо корпоративной культуры у самих предпринимателей. Принцип "моя хата с краю" остается основным не только у предпринимателей-одиночек, но и у членов бизнес-объединений. Их участие в союзах или ассоциациях основывается исключительно на ожидании распределения организацией каких-либо благ или дорогостоящих заказов. Этим их участие в деятельности объединения и заканчивается. К этой особенности можно отнести и патологическое нежелание большей части членов некоммерческих организаций платить членские взносы. По данным Минэкономразвития до издания Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" только функции госконтроля и надзора исполняли 43 федеральных министерства и ведомства, обладающие 65 проверяющими организациями. В 55 из них трудились 1.056.000 человек. Данные цифры приведены без учета региональных контролирующих органов. В-четвертых, некоммерческие организации весьма слабы с финансовой точки зрения. Большинство организаций не в состоянии привлечь квалифицированных специалистов для проработки вопросов, необходимых не только для отрасли, но и для самой внутренней деятельности организации, не говоря уже о проведении эффективной лоббистской и PR-деятельности. В-пятых, особенностью большей части бизнес-объединений игорной сферы является сильная зависимость от монополистических структур. В результате вместо практической работы по поддержке предприятий такое объединение начинает выполнять только конкретные политические и экономические задачи. К сожалению, независимые бизнес-объединения менее влиятельны, чем такие группы, и не в последнюю очередь — по причине ресурсного обеспечения. В последнее время крупный бизнес уделяет пристальное внимание бизнес-объединениям и пытается поставить их деятельность исключительно под свой личный контроль. Это может привести к созданию системы, при которой крупный бизнес приобретает эксклюзивное право представлять в органах государственной власти все проблемы игорного бизнеса. Данная ситуация может также полностью дискредитировать в будущем деятельность некоммерческих бизнес-объединений в целом. Все вышесказанное приводит к тому, что многие бизнес-объединения не способны в полной мере выполнять уставные цели и задачи по защите интересов своих членов. Предприниматели не видят особого смысла в работе таких организаций и пытаются решать свои проблемы самостоятельно. В целях ограничения воздействия объективных и субъективных факторов, влияющих
на деятельность бизнес-объединений, можно порекомендовать общие правила деятельности
бизнес-объединений, которые можно кратко сформулировать следующим образом: В разных странах мира деятельность и методы работы бизнес-объединений отличаются друг от друга. В первую очередь, это зависит от существующего экономического фундамента. В странах с централизованной плановой экономикой и государственным контролем бизнес-объединения выполняют общественные функции и не принимают участия в программах по увеличению количества рабочих мест в частном секторе экономики. В странах же, экономика которых основана на рыночных отношениях, бизнес-объединения играют важную роль не только в формировании инвестиций и в процессе принятия решений, касающихся свободного предпринимательства, но и в решении других вопросов общественной политики, затрагивающих интересы бизнеса. Особое значение для экономического роста, развития профессиональной этики, статистики и информационного обеспечения стал играть в странах с рыночной экономикой процесс саморегулирования. В условиях рыночной экономики федеральное и региональное руководство любого
уровня может либо помогать, либо мешать развитию бизнеса. Например, высокий
налог на игорный бизнес препятствует развитию бизнеса, поглощая инвестируемый
капитал и замедляя процесс создания новых рабочих мест. Коррупция чиновников
и административные барьеры препятствуют использованию бизнесом тех возможностей,
которые возникают на рынке. По данным Минэкономразвития до издания Указа Президента
РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
только функции госконтроля и надзора исполняли 43 федеральных министерства и
ведомства, обладающие 65 проверяющими организациями. В 55 из них трудились 1.056.000
человек. Данные цифры приведены без учета региональных контролирующих органов.
Опыт экономически развитых стран доказывает, что централизованные административные
системы отраслевого управления могут быть с успехом заменены механизмами саморегулирования,
т.е. координации интересов отдельных предприятий или групп предприятий в рамках
создаваемых ими некоммерческих организаций профессиональных участников данного
сектора рынка, решающих общие проблемы развития отрасли и защищающих их единые
интересы. В настоящее время в российском законодательстве уже закреплены некоторые отдельные права и обязанности саморегулируемых организаций, но в основном относящиеся к организациям рынка финансовых услуг, аудита и арбитражного управления. В связи с развитием института саморегулирования наблюдается желание все большего числа хозяйствующих субъектов использовать преимущества, которыми наделены саморегулируемые организации. При этом совершенствование законодательства о саморегулировании должно придать процессу объединения организаций в рамках бизнес-объединений дополнительный стимул. В указанном законопроекте основной декларируемой целью является перераспределение
в пользу саморегулируемых организаций полномочий федеральных органов исполнительной
власти по регулированию и контролю предпринимательской и профессиональной деятельности
участников саморегулируемых организаций. Однако в тексте законопроекта не конкретизированы
какие-либо рамки осуществления контрольных функций и административного воздействия
указанных органов на участников вышеназванных организаций. В связи с этим на
участников саморегулируемых организаций может параллельно оказываться полномасштабное
регулирующее и контролирующее воздействие как со стороны саморегулируемых организаций,
так и со стороны самих государственных органов, к полномочиям которых отнесено
проведение государственной политики в сфере соответствующей предпринимательской
(профессиональной) деятельности. Оганезов Н.Р. Директор РАДИБ по ЮФО, |
|